Когда отдавать ребенка в школу? 07.05.2020

Пришло время записывать ребенка в школу, и родителям будущих первоклассников приходится решать множество проблем, среди которых выбор школы, класса, учителя. И особенно актуальным становится вопрос: «Когда отдавать ребенка в школу?»

Источник http://www.ug.ru/archive/69183

Пришло время записывать ребенка в школу, и родителям будущих первоклассников приходится решать множество проблем, среди которых выбор школы, класса, учителя. И особенно актуальным становится вопрос: «Когда отдавать ребенка в школу?».

Мнение специалистов неоднозначно. С точки зрения возрастной психологии ориентироваться стоит не только на интеллектуальную или физическую готовность (к шести годам они уже могут быть сформированы), но и на социальную, личностную, эмоциональную готовность к школьному обучению. Многие психологи отмечают, что шестилетние первоклассники, хорошо развитые интеллектуально, по уровню своего эмоционального и личностного развития остаются дошкольниками, и ведущей деятельностью для них по-прежнему остается игровая деятельность.

Поведение учеников с личностной неготовностью к обучению имеет свои особенности: на уроке они часто отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, что не дает им эффективно усваивать учебный материал и мешает остальным ученикам. Ребенок уже может управлять своим поведением, сознательно добиваться достижения поставленной перед ним цели, но он так же легко может переключаться на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Еще одной особенностью шестилетних детей является то, что у них недостаточно сформирован механизм регуляции деятельности, опирающийся на социальные нормы и правила. В школе это выражается в том, что их активность, творческая инициатива не могут быть реализованы в условиях жестких требований, строго регламентированного общения. Например, ребенок может разукрасить указанный предмет не в нужный цвет, а в тот, который ему больше нравится. Или сиюминутное желание первым ответить на вопрос учителя преобладает над предписанными правилами поведения. И ребенок невольно становится нарушителем на уроке. И, если его порицают, у него возникает обида и боязнь ошибиться в следующий раз, отказ от деятельности и, как следствие, нежелание учиться. От взрослых в такие моменты требуется эмоциональная поддержка ребенка, выделение его сильных качеств.

Также на первоначальном этапе приспособления к новой школьной жизни многие шестилетние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых могут появиться вялость, плаксивость, перевозбуждение. Дети становятся раздражительными и вспыльчивыми. Когда родители выражают недовольство их поведением и плохой учебой, дети жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Такое поведение связано с особенностью развития мотивационной готовности к обучению в школе.

Обучение детей шести лет представляется возможным только с учетом специфики их возраста. Внимание шестилетних учеников таково, что способность продуктивно заниматься одним и тем же делом составляет не больше 10-15 минут. Для более плодотворной работы на уроке учителю целесообразно использовать перерывы на игры и физкультурные упражнения, чтобы предупреждать утомление детей. Такие паузы нужны для снятия напряжения, переключения внимания и включения двигательной активности.

В качестве примера можно использовать динамические паузы, сопровождаемые словами (во время чтения стихотворения учитель показывает движения, а дети за ним повторяют):

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре -

Полетели, закружили.

Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Ветер тихий клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз - наклон, два - наклон,

Зашумел листвою клен.

По окончании учебного дня шестилетним учащимся рекомендованы дневной сон, прогулки на свежем воздухе, игры, занятия в бассейне.

Также учителю и родителям надо быть очень внимательными и даже осторожными в оценивании работ шестилетних школьников, чтобы у ребенка не пропало желание учиться. Если работа недостаточно успешная, лучше оценить имеющиеся плюсы и похвалить его за старание («Я вижу, ты старался», «Работа получилась интересная, необычная...», «В этот раз у тебя получилось лучше, чем в прошлый»).

Таким образом, для комфортного обучения шестилетнего ребенка необходимо соблюдать много условий. Поэтому невольно возникает вопрос: «Стоит ли идти в школу с шести лет? Или все-таки дать ребенку еще побыть ребенком?». Многие родители считают, что для начала школьного обучения достаточно уметь читать и считать. Для педагогов очевидно, что такой критерий не может рассматриваться как основной. Они на практике знают, что этого недостаточно, чтобы ребенок выдерживал учебную нагрузку, темп работы на уроке, был внимательным, усидчивым и устойчивым к трудностям. Принятие решения, поступать ребенку в школу с шести лет или год подождать, конечно, родительская ответственность, но специалистам школы нельзя оставаться в стороне при очевидной незрелости дошкольника. Необходимо этот вопрос обсуждать вместе с родителями будущего первоклассника.

Принять правильное решение поможет комплексная психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к школьному обучению; грамотные рекомендации специалистов позволят избежать многих трудностей.

Несомненно, обучение шестилетнего ребенка - задача сложная и требует особого внимания со стороны родителей и специалистов школы. Ведь от того, насколько максимально соблюдены условия подготовки и начала обучения, зависят благоприятная адаптация, дальнейшее успешное обучение и полноценное развитие ребенка. Внимательное отношение к ребенку и помощь со стороны взрослого, начиная с начальных этапов обучения, позволят избежать риска возникновения школьных проблем.

Мария ВОРОБЬЕВА, Ольга ПЕТРОВА, Наталья ШМЕЛЕВА, Татьяна КОВАЛЬ, педагоги-психологи территориального отделения «Митино» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы.