Как настроить ребёнка на учёбу после длинных каникул? 07.05.2020

После летних каникул многие дети отвыкают от учёбы в школе. Как подготовить ребёнка к переходу на рабочий ритм, рассказали специалисты Городского психолого-педагогического центра отделения СЗАО Ксения Кузьмина и Александра Гоман.

Делитесь своими воспоминаниями

— В словах «Не хочу в школу!» может выражаться очень разное. Например, «мне тревожно, потому что у меня не получается дружить или не складываются отношения с учительницей». Или «мне сложно, потому что я часто отвлекаюсь». Другие варианты: «я боюсь неуспеха», «я боюсь не оправдать ожиданий», «мне грустно, что я буду сильно уставать», — рассказывает Кузьмина.

— Постарайтесь выяснить, что же такое неприятное он ждёт от школы. Хороший способ — поговорить об одноклассниках. Рассказывая о других, ребенок, сам того не замечая, многое расскажет и о себе самом. О чем и о ком он говорит в первую очередь? Вспоминает строгую учительницу или школьный праздник? Друзей, которые любят школу, или одноклассников, которые не любят учиться? Говорить о «Мише, который боится отвечать у доски», гораздо проще, чем о своих страхах, — добавляет Гоман.

Как отмечают специалисты, родителям необходимо делиться своими воспоминаниями о школьной жизни. При обсуждении какой-то проблемы рассказать, как с подобным справлялись в той школе, где они учились.

— Не бойтесь признаться в том, что и у вас были трудности. Дети очень благодарны за попытки понять и поддержать их, — утверждают психологи.

Постепенно меняем режим

— Для лучшей адаптации попробуйте постепенно переводить ребенка на школьный режим уже с августа. Ненавязчиво пройдитесь по учебному материалу прошлого года. Делать это лучше в игровой форме, подключая разных членов семьи. Например, можно устроить конкурсы и соревнования по таблице умножения или написанию словарных слов. Поиграйте в игры, требующие быстроты реакции, концентрации и переключения внимания, — отмечает Гоман.

Чтобы вернуть скорость и плавность письма, специалисты рекомендуют устраивать игровые диктанты, лепить и конструировать с ребенком.

— Здесь не стоит забывать и о тех простых бытовых поручениях, которые ребенок может исполнять с двойной пользой — почистить апельсин, собрать монетки в шкатулку и прочее. Переходя на школьный режим, занимайте ребенка чем-то интеллектуальным в первой половине дня, постепенно поднимая школьника утром на 10-15 минут раньше и стараясь вечером уложить спать тоже немного пораньше. Покупка новой школьной одежды, обуви, канцелярских товаров и принадлежностей также скрасит окончание летних каникул, — добавляет Кузьмина.

Гиперактивным детям, имеющим трудности самоконтроля и организации, психологи советуют составлять графики и расписания.

— Яркий график, находящийся на видном месте, послужит хорошей зрительной опорой. Планирование помогает и тревожным детям, которым нелегко дается всё новое и неизвестное, — отмечает Гоман.

«Карта школьных трудностей»

Чтобы родителям было проще сориентироваться в том, как помочь своему ребенку и к каким специалистам лучше обращаться в каждой конкретной ситуации, психологи составили своеобразную «карту школьных трудностей».

Педагог-психолог, нейропсихолог, учитель-дефектолог, врач-невролог помогут преодолеть трудности, связанные с невнимательностью. Также специалисты помогут тем детям, у которых достаточно трудно формируются навыки чтения, письма и счета. Адаптироваться в коллективе сверстников поможет педагог-психолог. Существует множество психолого-педагогических технологий, позволяющих улучшать климат внутри детского коллектива…

Куда обращаться с проблемами

Если у ваших детей есть трудности, связанные со школьным обучением, вы можете обратиться в ГБУ Городской психолого-педагогический центр ДОНМ (www.gppc.ru). Отделения в СЗАО: Пятницкое ш., 16, корп. 5, тел. (495) 794-7210; ул. Б. Набережная, 13, тел. (495) 491-1383, (495) 491-4462; Новохорошевский пр., д.12, тел. (499) 946-3350.